Кого считать ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом
Обучающийся
с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания
специальных условий (ч. 16 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
По
результатам обследования любого ребенка в возрасте от 0 до 18 лет
специалистами ПМПК (МКУ "Центр психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи" г. Воркуты) родителю (законному представителю)
выдается заключение, содержащее описание состояния высших психических
функций (речи, мышления, восприятия, воображения, памяти) ребенка и
рекомендации, определяющие образовательную программу, форму обучения и
направления работы специалистов сопровождения.
Предоставление заключения ПМПК в образовательные организации является добровольным решением родителя.
К обучающимся с ОВЗ могут быть отнесены дети:
- с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные);
- с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с задержкой психического развития;
- с расстройствами аутистического спектра;
- со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития);
- с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Некоторые
дети могут иметь и справку об инвалидности и заключение ПМПК (глухие,
слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и т. д.).
Статус
инвалида гражданам России присваивает Бюро медико-социальной экспертизы
(п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20
февраля 2006 г. № 95). Получение справки об инвалидности и
индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) не всегда
требует изменений условий и программы образования ребенка. Например,
дети с соматическими заболеваниями – заболеваниями сердца и сосудов,
дыхательной системы, печени и почек, желудочно-кишечного тракта могут
обучаться по основной образовательной программе и не посещать ПМПК.
Какие условия создать для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Чтобы обучать детей с ОВЗ и детей-инвалидов, образовательная организация:
- разрабатывает адаптированные программы;
- создает специальные условия обучения;
- утверждает необходимое штатное расписание.
АООП
начального общего образования для глухих, слабослышащих,
позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического
развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами
(тяжелыми и множественными нарушениями развития) разрабатываются в
соответствии с ФГОС, утвержденным приказом Минобрнауки России
от 19 декабря 2014 г. № 1598.
АООП
для обучающихся с умственной отсталостью разрабатываются в соответствии
с требованиями ФГОС, утвержденным приказом Минобрнауки России
от 19 декабря 2014 г. № 1599.
При
совместном образовании ученика с ОВЗ с нормально развивающимися
одноклассниками образовательная организация разрабатывает АОП по
указанным ФГОС на один год.
Основаниями для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью служат:
- нормативные требования;
- заключение
ПМПК – для обучающихся с ОВЗ (п. 23 Положения, утвержденного приказом
Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082);
- индивидуальная
программа реабилитации или абилитации – для детей-инвалидов
(приложение 3 к приказу Минтруда России от 31 июля 2015 г. № 528н).
Условия
для детей с ОВЗ и с инвалидностью, которые образовательная организация
обеспечивает в соответствии с частью 3 статьи 79 Закона
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ:
- специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания;
- специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- специальные технические средства обучения;
- услуги ассистента (помощника), который оказывает обучающимся необходимую техническую помощь;
- групповые и индивидуальные коррекционные занятия;
- доступная среда (беспрепятственный доступ в здание и на территорию и т. д.);
- сокращенное количество детей в учебной группе (классе).
Как получить заключение ПМПК
Решение
о прохождении ПМПК с целью выявления особенностей в физическом и (или)
психическом развитии и (или) отклонений в поведении ребенка принимают
родители (законные представители).
Внимание: медицинское обследование детей, которым исполнилось 15 лет, проводится с их согласия.
Для
проведения обследования ребенка его родители (законные представители)
предъявляют в территориальную или центральную комиссию:
- заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;
- копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
- направление образовательной организации или другой организации, в том числе медицинской;
- заключение психолого-медико-педагогического
консилиума или специалистов психолого-медико-педагогического
сопровождения образовательной организации (при наличии);
- заключение ПМПК о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
- подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей медицинской организации по месту жительства (регистрации);
- характеристику обучающегося, которую готовит образовательная организация (при наличии);
- письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
Такой
порядок установлен в пунктах 12, 14, 15 Положения,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082.
Протокол
и заключение комиссия оформляет в день проведения обследования. В
случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссия
продлевает, но не более чем на пять рабочих дней. Копия заключения
комиссии (заверенная печатью ПМПК) и копии особых мнений специалистов
(при их наличии) согласуют с родителями (законными представителями)
детей и выдают им под подпись или направляют по почте с уведомлением о
вручении. Если родители не согласны с заключением территориальной
комиссии, они могут обжаловать его в центральной ПМПК (п. 25 Положения,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. №
1082).
Заключение
ПМПК содержит выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в
физическом или психическом развитии, отклонений в поведении.
Такие сведения, согласно части 1 статьи 10 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, являются персональными данными ребенка.
Внимание: не
допускается передавать третьим лицам информацию из заключения ПМПК без
письменного согласия родителей ребенка (п. 8 Положения,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. №
1082).
Заключение
ПМПК носит для родителей детей рекомендательный характер (п.
23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября
2013 г. № 1082). Они самостоятельно принимают решение о том,
предоставлять ли его в ОО или нет.
Если
родители предоставили в образовательную организацию заключение ПМПК о
наличии отклонений в развитии и необходимости специальных условий для
образования, образовательная организация обязана такие условия создать.
Заключение
комиссии действительно для представления в образовательную организацию в
течение календарного года с даты его получения. Если родители не
передали заключение в течение одного года, придется получать заключение
заново. Так предусмотрено в пункте 23 Положения, утвержденного приказом
Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082.
Минимальный
срок, на который ПМПК может дать рекомендации по созданию специальных
образовательных условий, определяется членами ПМПК и варьируется от 3–6
месяцев до года. Максимальный срок, на который даются рекомендации по
созданию специальных условий получения образования детьми с ОВЗ, –
длительность освоения уровня образования. При переходе с уровня на
уровень фиксируются образовательные результаты и возникают новые
требования к условиям реализации программы.
Если
ребенок с ОВЗ переходит на следующий уровень общего образования и
претендует на создание специальных образовательных условий, необходимо
повторное посещение ПМПК (для уточнения или новых рекомендаций согласно
уровню). _______________________________________________________________________________________________________________________ Консультации для родителей:
Памятка для родителей,
воспитывающих ребёнка с особыми
возможностями здоровья/ читать
Родителям первоклассников/ читать
Как нельзя поступать с ребенком/ читать
Консультации для педагогов:
Памятка воспитателям/ читать
|