"Финансовая грамотность" в ДОУ
С чего надо начинать работу по ознакомлению с финансовой грамотностью
«Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство». Бертольд Авербах
• Зачем ребенку нужна финансовая грамотность
• Когда следует начинать обучение детей финансовой грамотности
• Что такое деньги и откуда они появляются
• Как формируется стоимость товаров и услуг
• Правила карманных денег
• Как научить детей планировать финансы и бережно относиться к деньгам
• Как научить детей контролировать свои финансы
Введение
В современном быстро развивающемся мире недостаточно просто уметь зарабатывать деньги. Несомненно, это очень важный навык, но, к сожалению, он никак не гарантирует, что человек будет жить обеспеченной и свободной жизнью. Что он будет иметь возможность приобретать себе любые вещи, недвижимость, путешествовать, иметь время и деньги на себя, семью, свои хобби. Согласитесь, много кто умеет работать и зарабатывать деньги, но это далеко не многих привело к финансовой стабильности или свободе. Нужно нечто большее, и это большее есть развитие таких навыков как предприимчивость, бережливость, умение управлять своими финансами, умение грамотно ими распоряжаться и инвестировать. Наше общество так устроен, что эти знания на эти темы никак не раскрываются в школе и в последующем в институте. Общество как будто считает, что эти навыки обращения с деньгами как-то сами собой появятся у человека. Однако, как показывает практика, они не появляются.
Всего лишь менее 3% населения планеты живет в достатке, а богатыми становятся менее 1%. Возникает вопрос, как попасть в это 1%. И еще более важный вопрос, как сделать так, чтобы наши дети прожили счастливую и обеспеченную жизнь? Ответу на этот вопрос посвящена данная книга. Если она оказалась у вас, значит вы уже сделали первый шаг на пути к тому, чтобы ваши дети жили лучше, чем вы и лучше, чем 99% населения планеты. Используйте предложенные рекомендации и заложите прочный фундамент финансовой грамотности вашим детям.
Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?
«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным» Роберт Кийосаки
Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:
1.Что такое деньги
2. Где их взять
3. Как ими правильно распоряжаться
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Кредитная зависимость и потеря денег в финансовых пирамидах – это результаты полного отсутствия финансовой грамотности.
Хорошо, когда обучение детей финансовой грамотности начинается с самого малого возраста. Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое. В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры. Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.
Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются
Родителям с самого раннего возраста необходимо на четких и правильных примерах объяснить своим детям что такое деньги и откуда они берутся. Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги, для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел.
Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;
• когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом он поймет, что за вещи надо платить;
• ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;
• чтобы ребенок понял откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;
• никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения.
Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулированием людьми;
• чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка.
Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.
Объясните ребенку, как формируется стоимость товаров
Очень важно объяснить ребенку, что абсолютно любой товар имеет свою стоимость и откуда она берется. Дети просто обязаны знать ответы на следующие два вопроса:
1. Что такое стоимость товара?
2. Как формируется стоимость товара? Ответить на первый вопрос можно следующими способами:
• самый просто способ, который подойдет очень маленьким детям – сыграть в продавца и покупателя. Нужно дома сделать имитацию настоящего магазина с разными вещами. Ребенку необходимо дать либо настоящие деньги, либо имитированные из бумаги или картона. Если ребенок захочет взять с «прилавка» какую-нибудь вещь, то он должен будет «заплатить». Важно, назначить на товары разные цены, чтобы ребенок понимал, что, чем лучше товар, тем большая у него стоимость;
• брать ребенка с собой по магазинам и показывать ему на ценники. Так малыш наглядно увидит, что на разные товары различная цена. В какой-то момент у него возникнет логичный вопрос «Почему одни товары дороже других?», тут-то и нужно ему объяснить то, как формируется цена товара.
Объяснить детям формированием цены можно следующим способом:
• самый простой пример – это снова сходить с ребенком в магазин и купить какой-нибудь дешевый продукт и такой же продукт только значительно дороже. Перед покупкой, необходимо обязательно показать ребенку ценники и сказать, что один товар намного дешевле второго. Дома ребенок должен продегустировать два товара;
• когда он осознает, что дорогой продукт намного вкуснее, следует ему объяснить, что товар намного вкуснее, потому что он имеет большую цену. Необходимо рассказать ему о том, что вкуснее и лучше он, потому что произведен из более качественных компонентов и н=его создавали более квалифицированные специалисты. Так ребенок поймёт не только условия формирования цены, но и то, что количество денег зависит от качества труда.
Правила карманных денег
Перед выдачей ребенку карманных денег необходимо взять во внимание следующие моменты: выдачу карманных денег лучше всего начинать с того момента, как ребенок стал учеником первого класса.
Ребенок должен с самого раннего детства понимать цену деньгам
Заключение
Теперь вы знаете больше, чем 99,5% других людей и имеете возможность дать своим детям благополучное будущее. Но не достаточно просто знать, теперь надо применять полученную информацию на практике. Знания - это всего лишь знания, они дают силу, но не дают результаты. Результаты вы получите тогда, когда воплотите эти знания в жизни.